smolyarov (smolyarov) wrote,
smolyarov
smolyarov

Асмолов о личности человека

«Каждый человек стоит
столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет», —
метко
заметил в свое время Марк Аврелий.

Но вряд ли можно сегодня назвать такую область
науки или практики, которая бы хоть в какой-то степени
не отнесла такой объект исследования, как личность, к
своей «территории», оказалась бы равнодушной к проблеме
личности. Даже в такой зрелой, являющейся образцом
объективности и идеалом точности науке, как некласси­-
ческая физика, положение о неразрывности наблюдателя
и наблюдаемых явлений становится основой методологии.
Человек как субъект познания входит тем самым в физике
в сам процесс анализа объективной реальности. Что же ка­-
сается традиционных конкретных областей человекознания
и обществоведения — истории, филологии, социологии,
этнографии, антропологии, демографии и т.д., то в каж­-
дой из них волна интереса к разным аспектам проблемы
личности неуклонно нарастает.
Многомерность феноменологии личности, междисципли­-
нарный статус проблемы личности в человекознании и об-
ществознании, рост зависимости судеб исторического
процесса от решений отдельной личности
приводят к мыс­ли о необходимости ее изучения в системе координат,
задаваемых различными уровнями методологии науки.
В современной методологии и логике науки выделяет­ся следующая
общая схема уровней методологии: уровень
философской методологии, уровень методологии общенауч­ных принципов исследования, уровень конкретно-научной ме­тодологии и уровень методики и техники исследования


К. Маркс писал: «...история промышленности и сложившееся предметное бытие про­мышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил,чувственно представшей перед нами че­ловеческой психологией,которую до сих пор рассматрива­ли не в ее связи с сущностью человека, а всегда лишь под углом зрения какого-нибудь внешнего отношения полез­ности, потому что, двигаясь в рамках отчуждения, люди усматривают действительность человеческих сущностных сил и человеческую родовую деятельность только во всеоб­щем бытии человека, в религии, или же в истории в ее абстрактно-всеобщих формах политики, искусства, лите­ратуры и т.д. ...В
обыкновенной, материальной промышленно­сти(...вся человеческая деятельность была до сих пор
трудом, то есть промышленностью, отчужденной от са­мой себя деятельностью) мы имеем перед собой под ви­дом чувственных, чужих, полезных предметов, под видом отчуждения, опредмеченные-сущностные силы человека. Та­кая психология,для которой эта книга, то есть как раз чувственно наиболее осязательная, наиболее доступная часть истории, закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой. Что вообще думать о та­кой науке, которая высокомерно
абстрагируется от этой огромной части человеческого труда и не чувствует своей
собственной неполноты, когда все богатство человеческой деятельности ей не говорит ничего другого, кроме того,что можно выразить одним термином"потребность", "обы­денная потребность"!

К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «...что это во­
обще за "человек", который рассматривается не в своей
исторической деятельности и бытии, а может быть выве­-
ден из своей собственной ушной мочки или какого-либо
иного признака, отличающего его от животных. Этот че­-
ловек заключен в самом себе, как свой собственный нарыв.

Если личность, по меткому выражению Л. С. Выгот­-
ского, мыслится как «кожаный мешок с условными
рефлексами», то воспитание личности сводится к удачно­
му подбору стимулов и подкреплений, на которые будут
послушно реагировать живые автоматы. Если же лич­-
ность — пристрастное активное существо, порождаемое
жизнью в обществе, стремящееся к достижению тех или
иных идеалов и отстаивающее своими делами определен­
ный образ жизни, то в центре практики воспитания лич­-
ности станет организация совместной деятельности,
сотрудничества между людьми.


4. Историко-эволюционный подход в психологии лич­ности позволяет выявить в качестве единиц динамичес­кой организации личности смысловые установки, опре­деляющие поступки человека и обеспечивающие устойчивость поведения человека в изменяющемся мире. 5. Практическая психология личности, опирающаяся на историко-эволюционный подход, продемонстрирова­ла свои возможности в социальном конструировании ре­альности и тем самым способствует изменению обществен­ного статуса психологии в социальной практике. . А. Асмсолов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments